ВАС ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ ЕСЛИ:
- Уровень эмоционального развития не соответствует физическому (эмоционально ребенок проявляет высокий уровень осведомленности о половых отношений и готовность к ним при физической незрелости, плохо понимает себя и окружающих и не может описать, чем отличается от других людей).
- Ребенок стесняется своего тела, одевается не по размеру в слишком большую, которой пытается прикрыть свои части тела, или в слишком откровенную одежду.
- Как правило, самооценка является заниженной или завышенной (подростки, которые в результате насилия имели травмы, после которых остались шрамы или увечье, в подавляющем большинстве имеют низкую самооценку, из-за чего нередко преувеличивают значимость взрослого человека). Иногда ребенок не идентифицирует себя со своими сверстниками, хотя и не испытывает доверительного отношения к взрослым, является замкнутым.
- Факт полового созревания воспринимается (особенно девочками) как следствие вызванным ранее физическим вредом.
- О наличии серьезных психологических проблем свидетельствуют возникновения расстройств желудка, в частности такие заболевания как анорексия и булемия.
- Свидетельством сексуального насилия над ребенком может быть его восприятие себя как «испорченного» человека, в результате чего он имеет сильное чувство стыда и вины, негативное отношение к собственному телу. У него отсутствует самоуважение. Он проявляет недоверие к другим, боится лиц противоположного пола и физических контактов, подобных объятиям или прикосновениям.
- Как защитная реакция на подобную ситуацию в семейном окружении для ребенка становится характерным проблемное поведение: он нерегулярно посещает школу, нарушает дисциплину, бывает чрезмерно агрессивным, безосновательно критикует родителей и близкое окружение.
Рекомендации по выявлению жертв насилия
Рекомендации по выявлению жертв насилия
Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением дети редко обращаются за помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.
Ребенка, страдающего от домашнего насилия, можно определить как по внешнему виду, так и по поведению.
Внешний вид детей:
- припухлые, «заспанные» глаза;
- бледное лицо;
- сосание пальцев, раскачивание;
- синяки на теле;
- переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить.
Из-за этого ребенок во время переодевания, например, для занятий физкультурой, прячется, в жаркую погоду отказывается снять лишнюю одежду и т.д.
Поведение пострадавших детей:
- неожиданная смена настроения;
- приступы боязливости (прячутся за дверь при появлении взрослого);
- ребенок разговаривает сам с собой;
- игра в воображаемом мире;
- повышенная агрессивность;
- хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший;
- чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать;
- нежелание идти домой, бродяжничество.
Поведение склонных к жестокости родителей (признаки):
- противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего;
- отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;
- неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преуменьшить;
- эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;
- обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;
- негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;
- алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств или проявление патологических черт характера.
Главными последствиями насилия являются:
- виктимность — избыточная пассивность, отсутствие способности к самозащите;
- немотивированная агрессия и воспроизводство самой жестокости — в дальнейшем дети стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных действий, а жестокость изливают на младших по возрасту или на животных;
- трудности в социализации и построении отношений, у детей могут быть нарушены связи с взрослыми, отсутствовать навыки общения со сверстниками, а при отсутствии авторитета в колледже такие дети могут примкнуть к криминальной группе, пристраститься к алкоголю, наркотикам;
- эмоциональные проблемы: замедляется эмоциональное развитие ребенка, он чаще – просто боится проявлять эмоции (допустим, свою радость или огорчение), не способен рассказывать о собственных чувствах, и поэтому ему тяжело понять чувства других людей;
- задержка физического и психического развития;
- тревожность и страхи (перед каким-то человеком, местом, темнотой);
- низкая самооценка – такие дети испытывают чувство вины, стыда, приступы беспокойства, развивается депрессия, сопровождающаяся нарушениями сна, чувством собственной ущербности, неполноценности;
- вызывающее и эксцентричное поведение — заброшенные, эмоционально депривированные дети часто стремятся привлечь к себе внимание любым путём;
- недоверие к людям.